Урок русского языка
Тема: «Деловое письмо. Заявление ».
Цель: формирование знаний и умений обучающихся по составлению заявления о приёме на работу.
Задачи: - формировать у обучающихся знания, умения и навыки оформления документа по плану; познакомить учащихся с правилами написания заявления о приеме на работу, способствовать развитию связной речи школьников;
- стимулировать внимание обучающихся; способствовать развитию навыков логического мышления, памяти; уточнять представление обучающихся об окружающем мире и расширять их кругозор и социальную компетентность;
- формировать положительные нравственные качества школьников,
прививать культуру оформления документа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, бланки, образцы деловых бумаг,
мультимедийная установка, презентация в программе PowerPoint.
Ход урока.
I.Организация учащихся на работу.
Отчет дежурного.
II.Вводное слово.
1.Из истории делового письма.
- Первые письменные деловые документы, дошедшие до наших дней, на Руси появились после введения в X веке письменности. В это время развивалось государство, частная собственность, торговля. А потому потребовалось письменно закреплять законы, договоры, записи товаров, долгов, оформлять наследство.
Документам на Руси придавалось большое значение. Их хранили в сокровищницах князей, церквях, монастырях.
Уже в XIX веке издаются многочисленные пособия по письмоводству, которые содержатся образцы писем разного вида. В пособиях говорится: «Главное достоинство каждого письма есть краткость изложения».
Это требование к деловым письмам сохранилось и по сей день.
2. Виды деловых документов.
-Перечислите виды деловых документов с которыми мы знакомились на уроках.
Виды деловых документов:
1.Характеристика.
2. Докладная записка.
3.Объяснительная записка.
4.Расписка.
5.Доверенность.
6.Объявление.
7.Автобиография.
8.Письмо.
III.Основная часть.
1.Сообщение темы и целей урока.
-Как вы думаете, какой из видов перечисленных документов наиболее чаще люди используют в повседневной жизни?
- В каких случаях мы пишем заявления?
- Вам приходилось писать этот документ? В каких случаях?
- Сегодня мы будем учиться формулировать, составлять заявление о приеме на работу.
2. Запись числа и темы урока.
- Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
3. Словарная работа.
- В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
…Заявление 1. Официальное сообщение в устной или письменной форме. 2. Письменная просьба о чём-нибудь.
4. Задание на внимание.
- Когда пишется заявление? Выбери правильный ответ:
- Зачисление в 1 класс.
- Служба в армии.
- Приём на работу.
- Увольнение с работы.
- Покупка товара в магазине.
Вывод: заявление пишется при поступлении в 1 класс,
при поступлении на работу, при увольнении с работы.
Сегодня мы будем учиться правильно и грамотно оформлять этот вид делового документа.
5.Требования к написанию делового документа. (Памятка)
1)Бумага должна быть чистой, аккуратно обрезанной, белого цвета.
2)Заявление пишется от руки.
3)Абзац начинается с красной строки.
4)Документ пишется в краткой форме.
5)Нельзя допускать ошибки.
- Что может рассказать нам листок с письмом о человеке, который написал его?
- Посмотрите и скажите, чем отличаются эти документы?
- Как можно охарактеризовать людей, написавших эти документы?
6. Работа над образцом заявления. План заявления.
- Заявление состоит из 6 частей: одна часть к кому обращаемся, другая – кто подаёт заявление , третья – сама просьба, четвертая и пятая – дата и подпись. /Ученики читают структуру заявления по пунктам, находят соответствие в образце документа на экране /.
- (кому?) – пишется с заглавной буквы и располагается в верхнем
правом углу
- (от кого?) – должность, ФИО пишется в Р.п. без предлога (от) тоже в правом верхнем углу.
- наименование документа пишется посередине строчки с маленькой буквы, после ставится точка.
- текст заявления с красной строки с большой буквы.
- дата ставится слева внизу.
- подпись - справа внизу.
7. Выдели разными цветами части заявления:
Директору мебельного завода
Орлову Сергею Васильевичу
Петрова Николая Ивановича
заявление.
Прошу принять меня на работу на завод сборщиком мебели.
10.12.11. Петров
Кому ____
От кого _____
Название деловой бумаги _____
Просьба _____
Дата ____
Подпись _____
8. Редактирование заявления.
- В этом году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в 10 класс. Послушайте его:
Дорогому товарищу директору
ГБОУ Специальной школы-интерната
села Вторые Тербуны
Кончагину И.В..
от низко кланяющегося Вам
Рыбникова Ивана Петровича
заявление.
Убедительно прошу принять меня в ГБОУ специальную школу – интернат с 1 сентября сего года в 10класс, так как очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Рыбников.
- Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)
- А какие элементы структуры вообще отсутствуют в данном заявлении? Почему без данных элементов заявление не действительно? (Отсутствуют дата подачи заявления и личная подпись заявителя.)
- Всем понятно, что такого заявления быть не должно. Отредактируйте данное заявление. (Учитель раздает образцы данного заявления. Учащиеся, пользуясь красной пастой, редактируют текст.)
- Прочтите отредактированное заявление.
- Надеюсь, что выполнение таких упражнений поможет вам в дальнейшем избегать аналогичных ошибок.
9. Физкультминутка.
Видеоминутка.
10.Составление заявления.
- Возьмите карточки. Составьте из отдельных частей целый документ, пользуясь планом.
- Прочитайте, какое заявление у вас получилось.
11. Написание заявления. Самостоятельная работа.
- Представьте себе ситуацию: однажды, проходя мимо магазина «Магнит», вы увидели объявление, в котором говорилось о том, что в этот магазин требуются продавцы и грузчики. Вы решили устроиться в этот магазин на работу.
Объявление.
В магазин «Магнит» требуются
продавцы и грузчики.
За справками обращаться к директору магазина Сидорову Павлу Петровичу.
- Кто из вас может работать грузчиками?
- Кто из вас может работать продавцами?
Итак, девочки должны составить заявление о приёме на работу в магазин продавцом, а мальчики в этот же магазин – грузчиками.
Беседа:
- К кому вы будете обращаться в своём заявлении?
- Какое название имеет магазин? - С какого слова начнёте текст заявления? -Какое число вы поставите после текста заявления? - Чью подпись поставите? - У кого есть вопросы по составлению заявления о приёме на работу? |
Задание:
- Пользуясь планом, текстами редактированных заявлений, составьте на индивидуальных бланках заявление о приёме на работу по данным, указанным в объявлении.
|
- Прочитайте тексты заявлений о приёме на работу, которые у вас получились.
Оценка деятельности учеников.
IV. Домашнее задание.
- На бланках составить текст заявления о приёме на работу.
V. Подведение итогов.
- С каким деловым документом познакомились на уроке?
- Вспомните, что такое заявление?
- Когда нам потребуются умения составлять заявление о приёме на работу?
- Мне хочется, чтобы сегодняшний урок вам помог в дальнейшей вашей жизни, чтобы вы обязательно нашли работу по душе, и составление заявления о приёме на работу у вас не вызвало затруднений. |