ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
- Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
- Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание у обучающихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
- Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков, выработка адекватных профессиональных намерений.
- Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:
1. Совместное сотрудничество педагогов и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.
Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента в воспитательном процессе:
1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.
2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.
3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.
4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).
5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.
6. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.
7. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания.
8. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно - потребностных сфер воспитанника. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.
9.Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности воспитанников, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.
10. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к воспитанникам создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, воспитанниками; толерантность к мнению воспитанника; создание ситуации успеха.
11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.
12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.
13.Принцип оперативности полученных знаний требует от воспитанников более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.
14.Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.
Программа воспитательной работы составлена для воспитанников групп полного дня (проживающие), на основе пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.
Работа в группах осуществляется по направлениям
и проводится ежедневно во время проведения минут общения, выделенных в режиме дня; на занятиях по интересам, время которых определено расписанием; в процессе внеклассных занятий и воспитательных часов. Каждый педагог выбирает формы и методы занятий самостоятельно с учетом календарно-тематического планирования по программе. Общая логика работы по программе стандартна: диагностика знаний и умений по направлению, изучение мотивации воспитанников, определение объема нового материала и его подача, закрепление знаний, выработка умений, формирование навыков.
Формы организационно-педагогической деятельности.
Направление работы |
Время |
Ответственные |
Внеклассное занятие |
Понедельник-пятница С 18.00-18.30 (1-2 гр) с 18.00-18.40 (3-10гр) |
Воспитатели групп по графику |
Спортивно-оздоровительная работа |
Ежедневно по графику работы |
Воспитатели, педагоги дополнительного образования |
Профилактика здорового образа жизни |
Ежедневно |
Воспитатели групп, медперсонал |
Профилактика правонарушений |
По плану работы |
Совет профилактики Инспектор ПДН, кл.руководители, воспитатели |
Ученическое самоуправление |
По плану работы |
Актив ШО «Семья» |
Досуговая деятельность |
По плану работы |
Педагог-организатор |
Художественно-творческая деятельность |
По плану работы |
Музыкальный руководитель |
Познавательная деятельность (школьный музей, библиотека, компьютерный класс, кружковая деятельность) |
Понедельник-пятница |
Руководитель школьного музея, педагог-библиотекарь, воспитатель |
Совместная деятельность ОО, семьи, общественности |
Постоянно |
Администрация, Попечительский Совет |
Основные направления организационно-педагогической деятельности.
1. Социально-нравственное воспитание.
Формирование представления о гражданине общества.
Знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, раскрытие эти стороны с позиции права и во взаимодействии норм права и морали.
Воспитание стремления качественно выполнять свои обязанности школьника, члена кружка, секции, воспитанника школы-интерната.
2. Экологическое воспитание.
Вооружение воспитанников определенным объемом специальных экологических знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда, организации их самостоятельного проживания в социуме.
3. Экономическое воспитание.
Формирование и совершенствование навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
4. Творческое воспитание.
Формирование эстетическое восприятие окружающего мира.
Развивать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.
Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
5. Историко - креведческое воспитание.
Формирование у воспитанников представления о понятии «Родина», о собственном «Я», «Я» и мой дом», «Я» и мои родные», «Я» и мое имя». Научить их устанавливать простые родственные связи между людьми.
Познакомить с традиционными народными праздниками и обычаями.
6. Патриотическое воспитание
Формирование представления о гражданине общества, понимания сущности и значения государственных символов страны, уважительного отношения к людям, прославившим Россию, Липецкую область, то место откуда воспитанники родом.
7. Эстетическое воспитание
Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное.
Систематизировать понятие об этикете как об установленном порядке поведения, отношения к людям.
Расширить сведения о культуре поведения в общественных местах. Совершенствование культуры внешнего вида.
8. Формирование здорового и безопасного типа личности.
Формирование потребности здорового образа жизни, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в различных местах, с основами самозащиты человека в социуме.
Развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом.
9. Основы трудового и профессионального самоопределения.
Формировать доступные технические и технологические знания, коммуникативные умения, мобильность; развивать общетрудовые умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы; воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.).
Содержание Программы
1. Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени» (Приложение 1).
2. Программа «Труд-учитель, труд-воспитатель» (Приложение 2).
3. Проект «История школы в лицах и судьбах» (Приложение 3).
4. Тематический план проведения внеклассных мероприятий на учебный год (Приложение 4).
5. Календарно-тематические планы воспитателей 1-10 групп (Приложение 5).
6. План работы музыкального руководителя (Приложение 6).
7. План работы педагога-организатора (Приложение 7).
8. План работы школьного музея (Приложение 8).
9. План работы детско-юношеского объединения «Семья» (Приложение 9).
Прогнозируемый результат
В целом решение задач коррекционно-воспитательной работы имеет три составляющих, воспитанник последовательно и постепенно осваивает:
- мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
- человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
- деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (младший школьный возраст).
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
- сформирована личностная идентификация: «Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии);
- имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;
- повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- осознает ответственность за свое состояние здоровья;
- владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну…; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка…;
- развиты начальные механизмы творческого воображения: может представить по запаху какую-либо картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок и т. п.;
- сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений; умеет играть с игрушками, в настольные игры, работать с книгой; любит читать (или хотя бы слушать чтение); знает технологию поведения на уроках, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы по школе: убирать, гладить белье, выполнять мелкий ремонт личных вещей; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями и животными.
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (средний школьный возраст).
Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
- Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать сообща; знает основы интимно-личностного поведения.
- Сформирована мотивация учебной деятельности.
- Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта.
- Умеет организовать свое свободное время; имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; осознает прекрасное и сам стремиться быть красивым и приумножать красоту; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества.
- Развито трудолюбие, самостоятельность и ответственность; владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на приусадебном участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для жизни человека.
- Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.
Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (старший школьный возраст).
Модель выпускника школы-интерната может быть представлена как упорядоченный перечень основных социально-значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности. Поэтому старшеклассники должны:
- знать себя, свои возможности, особенности эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознано найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;
- ориентирован на здоровый образ жизни, способен противостоять негативным дурным влияниям, отказаться от вредных привычек и не стать на пути противоправных действий; знает свое тело, имеет достаточно полное представление о нем, о своих психофизиологических возможностях; знает способы поддержания и укрепления здоровья;
- знаком с основами семейной жизни; умеет общаться с противоположным полом в соответствии с принятыми в обществе правилами; обладает знаниями о гигиене половой жизни;
- обладает психической, эмоциональной устойчивостью к непредвиденным (конфликтным) ситуациям; эмоциональным здоровьем, способен к эмоционально-поведенческой саморегуляции; проявляет толерантность;
- сформированы основы нравственно - правого самосознания; знает и понимает свои права, умеет их отстоять без нарушения правовых, этических норм; признает свои обязанности, как член общества;
- относительно развит интеллект, в числе социальный. Умеет адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;
- сформированы интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями и умениями. Умеет организовать свой досуг; использует средства и возможности культуры для своего совершенствования, расслабления, снижение напряжения;
- сформированы навыки социально-бытовой ориентировки; профессиональные интересы и склонности, трудовые и профессиональные навыки; умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.
Образ выпускника школы-интерната
1. Выпускник школы-интерната ориентирован на социальную адаптацию к современным условиям жизни, готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению в обществе, адекватно оценивает свои возможности.
2. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, соблюдает нормы общественного поведения.
3. Выпускник школы законопослушен, обладает основами правового образования.
4. Он - сторонник здорового образа жизни, осознающий ценность окружающего мира и собственного здоровья.
5. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину и её культуру.
6. Выпускник школы умеет проектировать и строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.