Сайт переехал

Внимание! Данный сайт больше не обновляется.

Новый сайт находится по адресу: https://terbunyinter.gosuslugi.ru

Игра – эффективное средство коррекции, развития и социализации воспитанников коррекционной школы VIII вида





Государственное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 6 с.Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области

 






Доклад


Игра – эффективное средство коррекции,

развития и социализации воспитанников

коррекционной школы VIII вида





О.Т.Гребенькова, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе.

Выступление на педсовете школы

10 января 2009 года








Вторые Тербуны, 2009





Образовательные программы, учебники в коррекционной школе VIII вида в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняются и требуют от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения, что, как показывают многочисленные исследования, приводят к дополнительным расстройствам здоровья, и, как правило, к нарушениям дисциплины на занятиях. Проблема здоровья детей в школе-интернате сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для социальной реабилитации ребёнка-олигофрена больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы коррекционный процесс в школе не наносил дополнительный ущерб здоровью учащихся. Как же развивать умственную деятельность, не нанося им вреда? Один из множества секретов хорошего самочувствия учащихся и повышения их активности в учебно-воспитательном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального благополучия ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции школьников на уроках, внеклассных занятиях способствуют формированию у них желания учиться. Использование в учебно-воспитательном процессе игр, вызывающих у учеников разнообразные эмоциональные реакции (удивление, радость, удовольствие, сомнение и т.д.), способствует более успешному усвоению ими программного материала.

Многие обучающиеся как в младших, так и в старших классах в школе-интернате страдают так называемой «игровой дистрофией». Это обусловлено многими проблемами. Замечено, что одни воспитанники неохотно принимают участие в играх, особенно соревновательного характера, потому что не знают, как себя вести (ведь в случае проигрыша они могут вызвать неудовольствие других, а это очень обидно). Другие попросту не знают многих игр (дети прибыли из семей, где никогда не жили в игре, где родители практически не играли с ними). Да и уличные игры сейчас очень изменились: исчезли практически лапта, городки, игры с мячом в кругу, ручейки, разрывные цепи, колечко, мигалки, садовник и многие другие игры, собирающие для их общего проведения в не столь отдалённые времена огромную массу взрослых и детей. Остались из игр «классики», игры со скакалками, «прятки». Их наблюдений видно, что воспитанники попросту не знают, что им делать с подаренными игрушками: они их прячут, меняют, продают, активной игры с игрушками нет. Замечено также, что педагоги (за исключением редких единиц) на переменах, в другое свободное время не организовывают игры с воспитанниками. Массовые игры в школе-интернате стали достоянием больших организованных праздников, но это бывает так редко.

Веянием сегодняшнего времени в противовес «игровой дистрофии» стали компьютерные игры, часто с жестоким содержанием.

На рынке простые игрушки вытесняются электронными, с которыми можно играть часами, забывая обо всём, даже о собственном здоровье (дети мало спят, едят, гуляют на свежем воздухе), что приводит зачастую к нервно-психическим заболеваниям, связанным с игроманией. Рынок, сбывая электронную игрушку, делает её красочной, привлекательной, постоянно модернизирует, увеличивает на неё цену. Вред от электронной игры до настоящего времени детально не изучен. Дети в России находятся заложниками в стихийном дозволенном естественном эксперименте с компьютерными играми. В школе-интернате компьютерные игры ограничены во времени. За этим строго следит инженер по компьютерной технике А.В.Гулевский.

Изучая проблемы детской игровой деятельности, отечественные педагоги, психологи ищут золотую середину между запретом вредной для здоровья игры и применением её мощного обучающее-воспитательного потенциала в школьной жизни.

Наиболее полно сущность дидактической игры раскрыта в научных трудах Ю.П.Азарова, О.С.Газман, Э.Берна, М. Монтессори, С.А.Шмакова, Б.П.Никитина, Н.А.Зайцева, Е.Даниловой, О.Н.Тепляковой, В.В.Войскобовича.

Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения, воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее только определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается как дополнительный в изучении тем программы, помогает активизировать урок, внеклассное занятие, освоить ряд учебных элементов. Педагоги из своего опыта работы знают, что без хорошо организованной, ярко проведённой игры или нескольких игр любое мероприятие скучно, монотонно, казённо, непривлекательно. Открытые уроки, внеклассные воспитательные занятия во многом тем и запоминаются, что в них активность воспитанников возрастала в процессе дидактических игр.

Место и роль игровой технологии в учебно-воспитательном процессе во многом зависит от понимания педагогами функции и классификации педагогических игр.

Игры различаются:

1. По количеству участников (массовые игры – как в школе-интернате на Масленицу, на Новый год, на День защитника Отечества в «Зарнице»; в этих играх принимают участие и дети, и педагоги, изготавливаются атрибуты, костюмы, взрослые наравне с воспитанниками участвуют в спектаклях, обрядах; подготавливаются призы, подарки; эмоциональный подъём при этом небывалый; командные игры – это соревнования по футболу, волейболу, пионерболу, лёгкой атлетике (в школе команды – это представители групп-классов; на областные соревнования А.А.Ключников подготавливает юношеские команды по различным видам спорта для соревнований с командами других школ; спортивные игры на областном уровне в последнее время проходят довольно успешно, команда школы-интерната заняла 1 место, что пойдёт в зачёт областной круглогодичной спартакиады для воспитанников учреждений господдержки детства); командные игры самые популярные в нашей школе; это богатый пласт, их придумано больше всего, но их надо беречь, они уходят безвозвратно; командные игры – это организованно проходящие КВНы, конкурсы «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!», интеллектуальные командные конкурсы; перед каникулами учителя начальных классов Т.Н.Болдырева, Л.Н.Дорохина, Ю.А.Болотова, В.В.Смольянинова организовали детский праздник, где участвовали 4 команды начальных 1-4 классов, которые соревновались в различных познавательных, занимательных конкурсах; первый класс не уступал четвёртому в отдельных видах; праздник прошёл весело, воспитанники получили положительный заряд эмоций; в зависимости от количества участников игры могут быть парными, одиночными; эти игры удобны на уроках, когда играют двое учеников у доски или один ребёнок находит решение в игровом индивидуальном задании; в сюжетно-ролевых играх на уроках СБО у учителей Е.Н.Болговой, Г.Н.Куликовой можно наблюдать применение парных и одиночных разновидностей действий игрового характера.

2.По месту проведения игры различаются:

- уличные, дворовые, на воздухе (воспитанники их мало знают, поэтому не играют на улице, а бродят или бесцельно носятся, часто травмируя себя или других);

- комнатные (или классные); эти игры широко распространены в школе-интернате; у каждого педагога накоплен банк игр в классе на уроке, самоподготовке, внеклассном занятии;

- настольные игры связаны с различными конструкторами, лото, домино, шашками, шахматами, картинами из пазлов.

3.Выделяют сезонные игры (летние, зимние, осенние, весенние). Однако деление здесь условное, так как можно играть в любое время года, были бы созданы условия.

4.Есть национальные игры, межнациональные. Этот пласт культуры мало освоен в нашей школе.

5.Различаются игры мальчиков, игры девочек. Девочки играют в куклы, дочки-матери, мальчики – в машинки, казаков-разбойников. Хотя во взрослой жизни женщины не хуже мужчин разбираются в технике и водят машины, а мужчины в доме отлично справляются с женскими обязанностями. Различение игр для мальчиков-девочек необходимо в детстве для правильного развития детей по мужскому, женскому типу, для формирования маскулинности, фемининности.

6.В классификации есть игры с предметами (аксессуарные) и без (с мячом, городками, палками, кеглями, обручами, камешками, пластилином, глиной, песком, водой, игрушками…). Предметы являются дополнительным стимулом в играх. В классах подобных игр недостаёт.

7. Делят игры по содержанию и целевому назначению. Условно их можно разбить на две группы:

- игры с готовыми правилами; при проведении их всегда можно определить, удерживает ли воспитанник правило или нет; эти игры развивают произвольность в мышлении, движениях, речи;

- есть игры «вольные», как их определяла Н.К.Крупская; в них правила устанавливаются играющими; в школе-интернате воспитанники часто играют в выполнение команд от друг друга; эти игры следует контролировать, ещё неизвестно, что может приказать воспитанник с больным воображением.

8.Существуют чисто школьные игры (дидактические, познавательные, интеллектуальные). Опорный сигнал этих игр – погружение в науку. Наука – это изучаемые предметы. Чтобы привлечь к предмету, необходимо начать с занимательности, которая связана с организацией игр. В школе в День знаний можно первые уроки сделать праздниками предметов (это уже когда-то делалось). Интеллектуальные игры можно применять в качестве разрядки на уроках при закреплении темы. К примеру, учитель музыки М.Н.Пилипенко даёт учащимся какие-либо атрибуты – карточки, снежинки с вопросами по пройденному на уроке материалу, что в значительной мере повышает активность учащихся. На оформленные подобным образом вопросы психологически легче отвечать, ведь это происходит как бы в игре. Г.Д.Понарьина на открытом уроке письма и развития речи показала нетрадиционную форму его проведения, объединив структурные моменты игровой новогодней темой. Это сделало урок занимательным, без нарочитой дидактики. Учитель использовала игру «Кто быстрее», в ходе которой прививался навык коллективной работы. Учащиеся с интересом выполняли задания, чувствовали себя на уроке комфортно, работали самостоятельно и в группах.

9.В школьной практике применятся развивающие, коррекционные игры. На уроках в процессе изучения материала приходится решать до двадцати дидактических, воспитательных, коррекционных задач. И здесь

нельзя обойтись без игр по развитию внимания, наблюдательности, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитанники с удовольствием выполняют игровые упражнения по коррекции мелкой и крупной моторики, по релаксации, снимая излишнее напряжение. Такие игры по развитию познавательной деятельности можно было наблюдать на рядовых и открытых уроках у Т.П.Сметаниной, С.Н.Болотова, Т.Н.Болдыревой, Д.П.Черникова. Выпущены целые сборники развивающих игр. Разработки игровых упражнений на разных уроках размещены в коррекционных периодических изданиях. Единственное требование: игры должны быть использованы по теме, а не просто случайно подобраны.

10.В зависимости от атрибутов в школе применяют технические, конструкторские, трудовые игры. Учащиеся на математике знакомятся с различными видами конструкторов, собирают предметы, картинки, геометрические фигуры, тела из частей. Даже дроби становятся понятнее с применением технической игрушки, состоящей из отдельных одинаковых фрагментов. Учитель столярного дела никогда не даст задания ученикам скрепить детали гвоздями, предварительно не потренировав их в игровых упражнениях по забиванию гвоздей. Интересны воспитанникам игровые упражнения по очистке картофеля, различению круп, семян, видов ткани. В процессе игры трудовые навыки автоматизируются непринуждённее.

11.На уроках музыки применяются специфичные игры: ритмические, музыкальные, хороводные. Их в большом разнообразии организовывает М.Н.Пилипенко. Методическая интерпретация тем на её уроках великолепна. Учащиеся поют шёпотом и громко, поют индивидуально, поют отдельно мальчики, отдельно девочки, поют смешанным хором, отбивают ритм пальцами, хлопками, маршируют под музыку, делают пассы руками, озвучивают графическую схему долготы звучания звуков, распевают ноты, соединяют в марше пение и ритмические движения, танцуют.

12.Есть организационно-деятельностные игры, деловые. Они ещё называются сюжетно-ролевыми, или играми, моделирующими реальные ситуации. Подобные игры приближены к жизненным ситуациям. Они часто применяются на уроках СБО, когда надо, к примеру, научиться покупать билет на проезд в транспорте, научиться выполнять обязанности в домашних условиях. Массовая организационно-деятельностная игра в школе-интернате повторяется регулярно по сигналу пожарной тревоги. В деловых играх можно попробовать показать взаимоотношения начальника и подчинённых на производстве. Следует только помнить, что на «высоких» должностях в играх должны находиться воспитанники-лидеры или сами педагоги. В противном случае игра может сорваться.

13.Много игр проводится в школе-интернате на досуге. Это игры-забавы, потехи. Они могут быть режиссёрскими (с драматизацией, сюжетом, шумовым оркестром), подражательскими (с пародиями на певцов, юмористов), имитационными (с имитацией голосов, повадок животных). Это любимые игры воспитанников.

14.В последнее время всё чаще стали рекламироваться игры М.Монтессори.
Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори.

Многие игры по системе Монтессори не требуют особенных игрушек, вернее они делают игрушками обычные вещи в доме. Детям на много интересней играть с предметами, которыми пользуются взрослые. К тому же игры по этой методике не требуют особенных материальных затрат от родителей. В этом разделе собраны некоторые виды игр по методике Монтессори. Придумывайте свои игры!

"Игры с водой" Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).

"Игра "Аквариум" Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками). Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

"Переливание воды" Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.

Игры с водой и губкой Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка. Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.

Игра "Ходьба по линии" Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы. Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

Игры с бисером Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

«Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

«Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра c цветами Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

Игра "Больше и меньше" Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

Игра "Мытье посуды" Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

Игра "Уборка" Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори.

«Не просыпь и не пролей»: сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Волшебное сито»: скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Была лужа – и нет ее»: это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»: этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

Игры с застежками Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс. Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.

Игра "В тишине" Игрушки: любые предметы в комнате В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики” Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

“Открой и закрой” Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

“Ну-ка, вылови” Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

“Пересыпаем ложкой” Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

“Готовим лекарства” Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

“Посыпаем дорожки” Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

«Цветная водичка»: с большим удовольствием дети учатся узнавать и различать цвета с помощью различных баночек и емкостей с водичкой, кисточки и красок. Понадобится насколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных). Перед проведением такого упражнения вместе с малышом можно отметить, что водичка прозрачная, бесцветная, видно, что просвечивает через дно стаканчика. На кончике кисточки берем немного краски и добавляем в стаканчик с водой. Наблюдаем за красивыми разводами (’цветочками’), которые появляются на воде, отмечаем, как изменился цвет водички, обязательно называем его или придумываем название самостоятельно («розовая» водичка - немного добавили красной краски или ’как молочный коктейль с клубникой’ может сказать малыш). Можно в стаканчик с водой добавить еще краски, обратить внимание на то, как изменился цвет. Можно, наоборот, разбавить полученный цвет чистой водой и опять таки отметить, что цвет стал светлее, прозрачнее. А сколько возможностей для фантазии и творчества появляется, если начать переливать цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета! Тут же можно рассмотреть получение различных цветов (красный+желтый=оранжевый, синий+желтый=зеленый и т.д.). Такие упражнения открывают огромный простор для развития творчества и фантазии ребенка. Малыш сам подберет бесчисленное множество различных цветов и их оттенков, вместе с ним мы будем подбирать названия, сравнивать цвета, проводить наблюдения за свойствами водички и цвета, учиться соотносить объем жидкости на глаз (если долить в этот стаканчик еще водички- хватит ли нам места? Не перелъется ли она через край?). И самое важное - эти игры и занятия очень нравятся детям. Ребенок с удовольствием учит цвета, ’творит’ их сам, придумывает названия, развивая речь и воображение.

«Коробочка с тканями» (от 2,5 до 5 лет) Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет) Игрушки: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

«Вселые прищепки» Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

«Кто спрятался?»: насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей,и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе?:-) Полезно для развития мелкой моторики.

«Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. А двухлетний малыш вполне сможет самостоятельно создать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика! Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!






Функции игры как педагогического феномена разнообразны

Развлекательная функция. Это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная функция. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Функция самореализации. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации воспитанников.

Игротерапевтическая функция. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое «поле самовыражения».

Коррекционная функция. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнёра психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонениями в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Межнациональная коммуникационная функция. Игры национальны. И в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.

Функция социализации. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенциала воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.



Играйте с детьми. Сами станете духовно богаче, увереннее в своих силах, ближе своим воспитанникам.




 



Опубликована: 05.05.2010
Просмотров 5072
Автор: заместитель директора по УВР О.Т. Гребенькова


Оценка(4)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.