Сайт переехал

Внимание! Данный сайт больше не обновляется.

Новый сайт находится по адресу: https://terbunyinter.gosuslugi.ru

Игры на уроках в начальной школе

Государственное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения  родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 6  с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области.

 

 

 

Доклад:

 

Игры на уроках в начальной школе

 

 

                               

 

Т.Н.Болдырева, руководитель  методического 

 

 объединения   учителей  начальных  классов.

 

Выступление  на  педагогическом  совете

                                                                           

 

  

 

 

 

2009 год

 

 

 

Игра  является основной  деятельностью  учащихся  младших  классов. В  организованном  детском  коллективе игра  служит  средством  воспитания  и  обучения, помогает  всестороннему  развитию  личности. В  игре  совершенствуется  физическое,  умственное  и  нравственное  развитие учащихся, углубляются  их  познавательные  процессы: восприятие,  память, внимание, мышление  и  речь. Любая  игра  способствует  воспитанию  не  одного,  а  нескольких  качеств, требует  участия  различных  органов  и  психических  процессов, вызывает  разнообразные  эмоциональные  переживания. В  школьной  литературе  различают  следующие  формы  игр: дидактические,  подвижные,  творческие. Значительную  часть  творческих  игр  составляют  сюжетно – ролевые  игры.  В  ролевой  игре  дети  изображают  людей  и  их  труд,  бытовые  отношения, жизнь  животных,  праздники. Сюжетно – ролевые  игры  закрепляют  и  развивают  представления  детей  об  окружающем, способствуют  повышению  их  интереса  к  трудовой  деятельности  и  учёбе, вызывает  желание  овладеть  тем  или  иным  качеством,  добиться  поставленной  цели.

 

Виды  сюжетно -  ролевых  игр.

 

1.     Простые  игры. Разыгрывается  одна  ситуация, участниками   являются,   1 – 2  действующих  лица, игра  может  проводится  с  репликами  и  без  них. Этим  видом  игр  учителя   начальных  классов  пользуются   очень  часто  на  уроках  математики,  рисования.

 

2.Сложные  игры. Включается  несколько  ситуаций, связанных  между  собой  общей  темой  или  сюжетом, участниками  являются  несколько  действующих  лиц или  весь  класс,  игра  проводится  с  репликами.

 

Такой  вид  игры  часто применяет  на  уроках  физкультуры  Дорохина  Людмила  Николаевна. Вот  одна  из  них: Сюжетно  -  ролевая  игра  «Альпинисты». Участвует  весь  класс, игра  разделена  на  9  этапов, связанных  одной  темой  «Альпинисты» ( 1 – отбор  в  альпинисты; 2 – болото (кочки); 3 – завал; 4 – пещера  «мышеловка»; 5 – скала; 6 – в  гору;  7 – через  ущелье  по  бревну; 8 – прыжок  «Парашютисты»; 9 – преодоление  «ручья».

 

3.Игры,  требующие  выбора  решения.

 

 

 

 

 

1       вариант.

 

Сначала  даются  ситуации, где  герои  поступают  правильно,  затем  даются  ситуации  с  неправильными  поступками  героев. Учащиеся  должны  выбрать  правильное  решение  в  разборе  ситуации.

 

2       вариант.

 

Нет  ошибочных  и  правильных  поступков. Предлагаются  ситуации,  в  которых  нужно  найти  выход  из  положения.

 

Такие  виды  игры  часто  используют  на    уроках    развития  речи  Смольянинова  Валентина   Васильевна,  Болотова  Юлия  Алексеевна.

 

Например: «Что  ты скажешь  или  как  поступишь, если  ты  вошёл  в  автобус  и  увидел  впереди  своего  друга?»; « Ты  сидишь  в  трамвае. На  остановке  вошёл  пожилой  мужчина»;На  перемене  учитель  разговаривает  с  кем  -  то  из  взрослых.  Саше  и  Кате  нужно  к  нему  обратиться. Саша  перебивая  взрослых,  обратился  к  учителю, а  Катя  подождала пока  учитель  поговорит. Кто  поступил  правильно? и  т.д….

 

       В  каждой  сюжетно – ролевой  игре  учитель  выступает  в  роли  автора, т.е.  ведущего. Он  должен  подводить  детей  к  ответам  своими  вопросами,  учить  наблюдать,  анализировать  и  делать  выводы,  правильно  ориентироваться  в  жизненно – практических  ситуациях. Мало  придумать  сюжет,  важно  ещё  и  обыграть  его.  Учитель  должен  владеть  интонацией  рассказчика. Рассказывать  историю  или  сказку  надо  непринуждённо,  естественно,  верить  в  то,  о  чём  говорится,  иначе  дети  легко  поймут  фальшь  в  голосе  и  не  включаются  в  игру  по -  настоящему.  Только  искреннее, увлечённое  вступление  учителя  в  игру  способно  вызвать  их  эмоциональный  отклик.

 

Непременным  условием  проведения  игр  является  наибольший охват  детей.

 

Большое  место  сюжетно -  ролевой  игре  отводится  в  период  обучения  грамоте. Первоклассники  впервые  переступают  порог  класса,  и  каждый -  со  своими  радостями  и  печалями,  умениями  и  способностями,  особыми  чертами  характера. Одному  достаточно  сказать  слово  «мама»,  и  он  продолжает:  « … мыла  раму», а  другому  нужно  повторить  десятки  раз, чтобы  он  запомнил  одну  только  букву. И  в  таких  условиях  учителю  удаётся  совершить  обыкновенное  чудо – научить  всех,  научить  каждого.

 

У  первоклассников  преобладают  непроизвольное  внимание  и  память.  Эта  особенность  определяет  частую  смену  видов  деятельности  и  включение  игры  в  учебный  процесс. Но  многолетний  опыт  показывает,  что  на уроках  дети  плохо  переключаются  с  одного  вида  деятельности  на  другой,  например:   после  физкультминутки  они  не  могут  сразу  успокоиться, тратится  время при  переходе  на  новый  вид  работы. При  включении  в  урок  отдельных  игровых  моментов детям  также  требуется  время  на  вхождение  и  выход  из  игрового  сюжета.  В  результате  много  времени  тратится  впустую. Как  же  сделать,  чтобы  весь  урок  запомнился  детям,  чтобы  он  был  ярким,  интересным?

 

Можно  решить  эту  проблему,  осуществляя  умелое  построение  урока  на  основе  единого  игрового  сюжета. В  период  обучения  грамоте  мы  с  детьми  часто  отправляемся  в   уроки -  путешествия. Некая  история  служит  сюжетом,  который  проходит  через  весь  урок,  а  по  ходу  сюжета  дети  запоминают  функции  гласных  и  согласных.  В  подготовительный  период  ученики  узнают  гласные  буквы :А,У,О,Ы,И. В  сказочном  городке  Буквария  появляется  улица Гласных, куда  дети  совершают  заочное  путешествие  на  поезде. Пособие «Поезд»  состоит  из  вагонов.  Итак,  улицу  Гласных  в  ярких  красных домиках  заселили  маленькие  сестрёнки. Каждая  из  них  имеет  свой  удивительный  характер: А – любит  задавать  вопросы, О – удивляться  и  размышлять, И – добрая  и  нежная.  Рождаются  игры                          « Посади  пассажира  в  правильный  вагон», «Пригласи  нужного  пассажира  на  посадку». С  изучением  согласных    букв  появляются  новые  «жители»,  они  заселяют  домики  на  улице  Согласных. Эти  жители  тоже  имеют  удивительный  характер. В  одних  домиках  всегда  весело, слышатся  выразительные  звонкие  голоса,  а  в  других  домиках  царит  тишина. При  изучении  слияний  букв  рождается  игра  «Прочти  название  остановки».  Путешествие  в  сказочную  Букварию  завершается  театрализованным  представлением. Заранее  подготовленный  ученик  в  маске  изучаемой  буквы  приглашает  всех  в  «свой»  домик, находящийся  на  страницах  букваря. Но  прежде,  чем  попасть  в  домик  его  нужно  открыть  волшебным  ключиком,  а  для  этого  детям  предлагается  поучиться  читать  слова  повышенной  сложности  с  изучаемой  буквой.  И  дети  с  удовольствием  читают  слова,  так  как  этот  момент  является  частью  игрового  сюжета  и  от  выполненной   работы  многое  зависит  в  той  истории,  которую  рассказывает  учитель  и  продолжения  которой  они  так  ждут.  Первоклассники  учатся  без  отметок, но  оценивать  знания,  умения,  навыки  необходимо,  чтобы  ребята  не  потеряли  интерес  к  учёбе.  Я практикую  использование  поощрительных  долгосрочных  игр: «Украсим  ёлочку»,  « Кто  получит  приз  от  Деда Мороза». Эти  игры  проводились   в  течении  2  четверти. К  празднику  8  Марта  можно  провести  долгосрочную  игру « Букет  для  мамы». Сюжетно  -  ролевые  уроки  требуют  большой  предварительной  подготовки,  специальной  подборки  материала, логической  увязки  с  идеями  уроков  письма  и  обучения  чтению.  Сюжетные  уроки  не  следует  насыщать  красочными  таблицами  с  игровым  сюжетом,  в  которых  на  первый  план  выдвигаются  игровые  задачи.  Нужно  планировать  работу  так,  чтобы  оформлением  игры  являлись  главным  образом  учебные  пособия,  которые  соответствуют  следующим  требованиям: чёткость, красочность,  наглядность  и  ничего  лишнего.  Таблицы  становятся  частью   оформления   односюжетных  уроков  и  главными  путеводителями  по  игре.  Это  удобно  для  учителя  (  малое  количество  таблиц,  быстро  находиться  нужная,  нет  надобности  в  частой  смене).  Это  удобно  и  для  учащихся -  они  хорошо  запоминают  постоянно  висящую  перед  глазами  таблицу.

 

В  настоящее  время  всё  чаще  в  школах  применяются  современные  технические  средства  обучения:  компьютеры,  аудио -    и  видео  аппаратура. Их  использование   резко  повышает  интерес  учащихся  к  урокам.

 

А.С. Макаренко  говорил, что  игра  для  ребёнка  имеет  тоже  значение ,  что  и  для  взрослого  имеет  его  деятельность,  работа,  служба. Каков  ребёнок  в  игре,  таков  во  многом  будет  он  в  работе,  когда  вырастет.  Поэтому  обучение  и  воспитание  будущего  деятеля  происходит  прежде  всего  в  игре.

 

 

 

 

 

 

Опубликована: 05.05.2010
Просмотров 4306
Автор: учитель Т.Н.Болдырева


Оценка(3)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.