Сайт переехал

Внимание! Данный сайт больше не обновляется.

Новый сайт находится по адресу: https://terbunyinter.gosuslugi.ru

Профориентация на уроках овощеводства

Профориентация на уроках овощеводства

Г.Н.Титаренко,

учитель производственного

обучения и овощеводства.

Выступление на педсовете

«___» _____________ 2011 года

 

Как учитель производственного обучения овощеводству я вижу профориентационную задачу в обучении воспитанников 10-11 классов продуктивной практической деятельности, направленной на формирование трудовых способностей: познание  деятельности овощевода, умение видеть в ней успехи, ошибки, способы их исправления, умение по-деловому общаться друг с другом, что может пригодиться в самостоятельной жизни.

Профориентация 10б класса - серьезная педагогическая проблема, в первую очередь,  для меня как учителя, так как за полгода обучения воспитанников я узнала их сниженные  умственные, адаптационные возможности, их уровень общей культуры, который желает быть лучше, выяснила их желания и интересы в будущей жизни.

Все воспитанники до поступления в 10 класс сельскохозяйственный труд не изучали, не знали его теоретических и практических основ.  Им тяжело было привыкать к трудовой дисциплине и трудовым обязанностям на занятиях, трудно долго в течение 3-4 часов находиться на рабочем месте, к примеру, в поле на уборке. Поэтому основное направление профориентационной работы на первом этапе в старшем звене - это приучение к необходимому труду на земле: в парниках, теплице, школьном саду, на пришкольно-опытном участке, школьном поле. Прошедшая осень явилась серьёзным испытанием для воспитанников 10б класса, которые приняли участие в уборке урожая. Некоторые из них впервые копали морковь, столовую свёклу, убирали с плантации капусту, собирали картофель на большой площади в поле. Впервые работали на сортировке картофеля, очистке кочанов и закладке овощей на хранение.

Ориентацию на труд выдержали все, но с разным результатом, который, как признали сами воспитанники, был по справедливости оценён на Празднике урожая. Кто работал больше, не ленился, тот и премию получил в большем размере.

Предметы, составляющие цикл овощеводства в 10 классе, воспитанники воспринимают по-разному: одни, такие как механизация в овощеводстве, технология выращивания овощей, вредители и болезни овощных культур, нравятся, другие - хранение и переработка овощей, экономика в сельском хозяйстве, охрана труда - трудны для понимания. Теоретического материала много, сами учащиеся с ним самостоятельно не разбираются. Часто  при выполнении заданий  теоретического учебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного ответа на вопрос, испытав малейшую трудность, могут отказаться вообще работать на уроках.

Такие воспитанники испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

Профессионально ориентировать приходится на оптимально отобранном материале. Стараюсь включать в уроки по предметам  самое основное, подбирать необходимую наглядность (таблицы, карточки,  рисунки, фото из Интернета) показывать нужность этих знаний в дальнейшей жизни.

Большую роль в развитии интереса воспитанников к труду, трудовым действиям играют экскурсии, на которых воспитанники знакомятся с  людьми сельскохозяйственных профессий, обрабатывающих землю, с материально-технической базой, которую эти люди создали, с их бытом, жизненным укладом.

В сентябре 2010 года была проведена профориентационная экскурсия в крестьянско-фермерское хозяйство - КФХ «Родник» в с.Каменка, руководит которым фермер Мешков Василий Митрофанович.

Воспитанники познакомились с ведением фермерского зернового хозяйства, с имеющейся в нём техникой, складскими помещениями.

Все воочию убедились, чтобы обеспечить себе достаток, надо много и каждый день, практически без выходных в посевную, уборочную страду  самостоятельно трудиться, нанимать других людей для работы и оплачивать их труд. Тогда у тебя будет всё: и деньги, и земля, и склады с зерном, и техника. От безделья материального достатка не будет.

Воспитанники задавали фермеру много вопросов о том, много ли денег он зарабатывает, на что тратит деньги, какую технику ещё хотел бы приобрести, трудно ли быть фермером, много ли людей у него работает. Ответы услышали конкретные, понятные всем. Хозяин ведёт здоровый образ жизни, не употребляет алкоголь. Он умеет считать деньги: часть вкладывает в расширение хозяйства, часть отдаёт налоговым службам и на зарплату работающим, а часть дохода остаётся у него.

Фермер с гордостью показывал свой технический парк. Увидели экскурсанты и его красивый, нарядный дом.

Пользу от экскурсии получили большую. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Увидели воспитанники и места отдыха в Каменке, где можно провести свободное от работы время: половить рыбу, приготовить на костре шашлык. На экскурсии воспитанники столкнулись с жизнью, не выдуманной,  а с такой, какая она есть. Труд, приобретённый в процессе его материальный достаток, культура отдыха после работы - это основа профориентации на моих уроках овощеводства.

Заметно, что воспитанники 10б класса социально не зрелы, инфантильны в представлении о жизни, у многих отсутствует доверие к миру людей, они не умеют планировать свою жизнь, у них низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, а у Свиридова Геннадия, Лукьянова Виталия, к примеру, практически отсутствует мотивация к  профессиональной деятельности в будущем (желания и интересы их примитивны: поесть, погулять).

Но это не значит, что с воспитанниками не нужно проводить работу по профессиональному самоопределению. Из наблюдений видно, что за внешним равнодушием старшеклассников скрывается тревожность, они боятся покидать привычно организованный для них мир в школах-интернатах. И в то же время  они стремятся побыстрее стать взрослыми. Они судят о жизни в училищах по рассказам бывших воспитанников, а рассказы эти разные в зависимости от степени адаптации в училище самих рассказчиков: одним там нравится, другим нет. Первые хвалят новое место пребывания, вторые испытывают к нему неприязнь. Особенно почему-то не любят училище в Лебедянском районе.

Чтобы пресечь кривотолки, провожу беседы в своём классе о приобретении профессий в ПУ №33, показываю привлекательность учёбы в этом учреждении, ставлю в пример положительный опыт обучения там наших воспитанников. Нацеливать на учёбу в ПУ №33 п.Агроном необходимо, чтобы у внушаемых подростков прочно укоренилась в сознании мысль о возможности получить профессию в этом училище. По результатам опроса уже есть желающие приобрести профессию овощевода.

Таким образом, процесс профориентации старшеклассников будет более эффективен, когда будут учтены все составляющие её компоненты: состояние здоровья, личностные возможности воспитанников, интересы и увлечения каждого, индивидуальная работа с ними, изучение жизненного опыта людей.

Самое главное в профориентационной работе, я считаю, в нашей школе-интернате является приучение воспитанников к труду, выработка рефлекса труда.  А если воспитанник умеет трудиться, он везде пригодится.

Опубликована: 14.03.2011
Просмотров 5400
Автор: Г.Н.Титаренко, учитель пр-ого обучения


Оценка(4)
Оценить статью:  

Комментарии

Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.