Структура воспитательной работы в школе-интернате

 shema_vospit 

ПРОГРАММА

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 


План работы педагога - организатора на 2018- 2019 учебный год.

План работы музыкального руководителя на 2018-2019 учебный год.

Тематический план проведения открытых внеклассных мероприятий в 1-5 группах на 2018-2019 уч.год

Тематический план организации внеурочных мероприятий в 6-11 группах на 2018-2019 учебный год.

 

 

 В последние десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплекс проблем связанных с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникшие противоречия между тем, что ждёт общество от воспитанников школ VIII вида и то, что реально умеют выпускники школы-интерната, выйдя в самостоятельную жизнь, создали необходимость продления срока пребывания воспитанников в школе-интернате для более полной их социализации.      Состав воспитанников школы-интерната представляют в основном  подростки. Старший подросток то одна из тяжёлых возрастных групп,  которая наиболее неуправляема и неподчиняема никаким правилам и нормам. Они мгновенно реагируют на всё новое, но стремятся создать своё социальное пространство, в котором каждый будет самим собой. Пространство это очень разнородно, так как сами подростки тоже отличаются между собой. Объединяет их лишь одно- ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по  всей видимости, сменен принципиально  на новую стратегию: оказание помощи в создании молодёжью своей культуры.

Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. И воспитателю, и классному руководителю здесь отводится не просто роль партнера, а зачастую роль психотерапевта, который может и должен развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно поэтому работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка. Для решения этих задач воспитателю и классному руководителю  необходимо опираться на развитие интегративных механизмов самосознания подростков. В ходе каждого занятия желательно развивать систему самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях. Воспитательная работа со старшими подростками осуществляется по тем же направлениям что и в младшей школе.  Однако она должна  иметь  своё специфическое содержание, выраженное в ориентированности организации воспитательных мероприятий на наиболее значимые, с точки зрения формирования социальной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

 Учитывая депрессивные настроения воспитанников, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо насыщать воспитательные моменты реальными проблемными ситуациями, в ходе решения которых подростки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности,  и выстраивать свою систему ценностей. Данная программа обеспечит воспитанников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта развивающейся личности на всех этапах воспитания.

Цель программы. Подготовка детей-сирот  с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в условиях коррекционного образовательного учреждения  VIII вида.

Задачи:

Личностное развитие- развитие механизмов эмоционально-волевого регулирования повеления; развитие мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей.

Охрана здоровья- развитие системы профилактических умений по охране здоровья: привитие привычки к здоровому образу жизни.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание- осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности - трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; овладение основами экономической грамотности.

Гражданское самосознание- осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности; усвоение основ национальной культуры.

Эстетическое воспитание- развитие чувства восхищения прекрасным  и бережного к нему отношения; формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.

Содержание Программы:

Планирование обучения и воспитания содержит девять основных разделов:

1. Социально-нравственное воспитание

Формирование нравственных качеств, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации. Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны. Осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности.

2.Экологическое воспитание подростка

 Воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека. Формирование экологических представлений.

3.Экономическое воспитание и образование

Подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и  труду направлено на подготовку детей  к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости  труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование   представлений  об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание  человека – труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.

4.Творческое воспитание воспитанников

Психомоторное развитие воспитанников через моделирование предметной среды познание внешнего мира и его объектов; формирование сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов; реализация личностного потенциала; развитие умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.

5.Историко - креведческое  обучение и воспитание

Формирование у подростков системы доступных краеведческих представлений и понятий; поэтапное развитие познавательного интереса; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, формирование стремления приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом.

6.Патриотическое воспитание

 Формирование понятия «любовь к Родине»,  чувства уважения и любви к Отечеству, понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним. Воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

7. Эстетическое воспитание

Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное. Развитие потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности

Совершенствование культуры внешнего вида.

8. Формирование здорового и безопасного типа личности

Формирование потребности здорового образа жизни у подростков, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в различных местах, с основами самозащиты человека в социуме.

9. Основы трудового и профессионального самоопределения

Формировать доступные технические и технологические знания, коммуникативные умения, мобильность; развивать  общетрудовые умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;  воспитывать  устойчивое положительное     отношение к труду, необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга,  и др.).

 

Ожидаемые результаты.

 Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.

 

Тематический план воспитательной работы на 2018--2019 учебный год

Дата

Содержание работы

Форма проведения                

Направление

Ответственные за проведение

 

Сентябрь

КТД

Праздник  День знаний

«Дорога глазами детей»

Торжественная линейка

Общешкольное мероприятие Конкурс рисунков

Нравственно-

правовое

Зам по ВР, педагог-организатор, муз. руководитель

 
 

Воспитатели, педагог-организатор

 

 

Работа в группах

«Я и общество»

Внеклассные занятия, игры, прогулки, экскурсии.

 

Октябрь

 

 

КТД

«День учителя»

Праздничный концерт

Экологическое

Педагог-организатор, муз. руководитель, воспитатели

 

 

«Подарок учителю

своими руками».

 

  Конкурс

Педагог-организатор, воспитатели

 

 

Педагог-организатор, муз. руководитель, воспитатели

 

 

 

     «Осенины».

Культурно-развлекательная программа

 

«Осенние мотивы»

      «Золотая осень»

Конкурс поделки из природного материала                                Конкурс рисунков

 

Воспитатели, педагог-организатор

 

Работа в группах

«Страна моя родниковая»

Внеклассные занятия, экскурсии, экологические и трудовые десанты, работа творческой мастерской.

 

Воспитатели, педагог-организатор

 

 
 
 

Ноябрь

 

КТД

«Праздник урожая»

Подведение итогов с/х деятельности школы

Экономиическое

 

Педагог-организатор, муз. руководитель, учителя с/х труда

 

 

Работа в группах

«Воспитай в себе хозяина»

Внеклассные занятия, игры, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Воспитатели, педагог-организатор

 

 
 

     Организация осенних каникул

Внеклассные мероприятия, экскурсии, посещение культурно-развлекательных мероприятий, встречи с интересными людьми, работа кружков, секций

 

Замиректора по ВР, педагог-организатор воспитатели, муз руководитель, руководители кружков


Декабрь

КТД

Новогодний утренник для младших школьников

Сказочно-приключенческая программа

Творческое

 

Педагог-организатор, муз. руководитель воспитатели

 

Новогодний карнавал для старших школьников

Культурно-развлекательная программа

Педагог-организатор, муз. руководитель воспитатели

 

Организация конкурсов: «Самодельная новогодняя игрушка», «Мы рисуем зиму»

 

Конкурс

Воспитатели, педагог-организатор

 

Работа в группах

«Дело мастера боится»

Внеклассные мероприятия по подготовки к новогодним праздникам

Воспитатели, педагог-организатор

 

Январь

     Организация зимних каникул

Внеклассные мероприятия, экскурсии, посещение культурно-развлекательных мероприятий, встречи с интересными людьми, работа кружков, секций

 

Историко-краеведческое

Зам. директора по ВР, воспитатели, педагог-организатор, муз руководитель, руководители кружков

 

Работа в группах

«Люби и знай свой край»

Внеклассные занятия, встречи с интересными людьми. Сбор исторического материала для историко-краеведческого  музея.

Воспитатели, педагог-организатор

 

Февраль

КТД

«А ну-ка, мальчики!»

Конкурсная программа

Патриотическое

Воспитатели, педагог-организатор

 

«Зарница»

Спортивная игра

Инструктор по физкультуре, воспитатели, педагог- организатор

 

Работа в группах

«Нам посчастливилось родится на Руси…»

Внеклассные занятия,  экскурсии, встречи с интересными людьми.

Воспитатели, музыкаль-ный руководитель, педагог-организатор

 

КТД

«Масленица»

Конкурсно - развлекательная программа

Муз. руководитель, воспитатели, педагог-организатор

 

Март

КТД

«А ну-ка, девочки!»

Конкурсная программа

Эстетическое

Воспитатели, педагог-организатор, муз. руководитель

 

«Поздравляем с женским днём!»

Концертная программа

 

«Театральная весна»

Смотр-конкурс театрализованных постановок

 

Работа в группах

«Делу время - потехе час»

Внеклассные занятия, конкурсы, викторины, игры.

Воспитатели, педагог-организатор

 

Организация весенних каникул

Внеклассные мероприятия, экскурсии, посещение культурно-развлекательных мероприятий, встречи с интересными людьми, работа кружков, секции

Зам. директора по ВР, воспитатели, педагог-организатор, муз руководитель, руководители кружков

 

Апрель

КТД

«Именины Юморины»

Конкурсно - развлекательная программа

Здоровье и безопасность

Воспитатели, педагог-организатор, муз руководитель

 

«День здоровья»

Спортивные мероприятия, лекции, беседы, конкурсы.

Воспитатели, педагог-организатор медперсонал

 

Работа в группах

«Что будет если…»

Внеклассные занятия, экологические десанты, игры, экскурсии, походы.

Воспитатели, педагог-организатор, муз руководитель

 

Май

КТД

«Этот день…»

Праздничный концерт

Патриотическое

 

 

Нравственно- трудовое

 

Педагог-организатор, муз руководитель, воспитатели

 

«Вы нам только шепните…»

Трудовые десанты

Педагог-организатор, воспитатели

 

«Когда поют солдаты…»

Конкурс солдатской песни

Педагог-организатор, муз руководитель, воспитатели

 

Работа в группах

«Жизнь дана на добрые дела»

Организация летних каникул

Внеклассные занятия, встречи с интересными людьми, трудовые десанты Инструктажи, подготовка обмундирования

Воспитатели, педагог-организатор

Замиректора по ВР, воспитатели

 
             



Тематический план организации внеурочных мероприятий

в 6-11 группах на 2015-2016 учебный год.