Сайт переехал

Внимание! Данный сайт больше не обновляется.

Новый сайт находится по адресу: https://terbunyinter.gosuslugi.ru

 
 
Структура воспитательной работы в школе-интернате
 
 
Для увеличения нажмите на изображение

ПРОГРАММА

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.

 Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

  Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.

  Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

  Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

  Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

  • Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
  • Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
  • Развитие потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание у обучающихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
  • Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков, выработка адекватных профессиональных намерений.
  • Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.

 

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

1. Совместное сотрудничество педагогов и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.

2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.

 

Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента в воспитательном процессе:

1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

2. Принцип продуктивной обработки информации, создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.

3. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего мира, интеграции воспитанника в обществе).

5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.

6. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.

7. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания.

8. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-воспитательного процесса, заключающийся в активизации мыслительной и мотивационно - потребностных сфер воспитанника. Из этого принципа вытекает более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.

9.Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности воспитанников, педагогов, родителей и их сотрудничество; самостоятельность воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.

10. Принцип гуманизации, соблюдение которого приводит к устранению авторитарности. Доброта и внимание по отношению к воспитанникам создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения между родителями, педагогами, воспитанниками; толерантность к мнению воспитанника; создание ситуации успеха.

11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.

12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта, культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

13.Принцип оперативности полученных знаний требует от воспитанников более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задач они проявляют инициативу и находчивость.

14.Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и воспитания требует от воспитателя умелого руководства деятельностью воспитанника.

Программа воспитательной работы составлена для  воспитанников  групп полного дня (проживающие), на основе пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.

 

 Работа  в  группах осуществляется по направлениям

и проводится  ежедневно во время проведения минут общения, выделенных в режиме дня;  на занятиях по интересам, время которых определено расписанием; в процессе внеклассных занятий  и воспитательных часов. Каждый педагог выбирает формы и методы занятий самостоятельно с учетом календарно-тематического планирования по программе. Общая логика работы по программе стандартна: диагностика знаний и умений по направлению, изучение мотивации воспитанников, определение объема нового материала и его подача, закрепление знаний, выработка умений, формирование навыков. 

 

 Формы организационно-педагогической деятельности.

Направление работы

Время

Ответственные

Внеклассное занятие

Понедельник-пятница

С 18.00-18.30 (1-2 гр)

с 18.00-18.40  (3-10гр)

Воспитатели  групп  по графику

Спортивно-оздоровительная работа

Ежедневно по графику работы

Воспитатели, педагоги дополнительного образования

Профилактика здорового образа жизни

Ежедневно

Воспитатели групп, медперсонал

Профилактика правонарушений

По плану работы

Совет профилактики                                Инспектор ПДН, кл.руководители, воспитатели

Ученическое самоуправление

По плану работы

Актив ШО «Семья»

Досуговая деятельность

По плану работы

Педагог-организатор

Художественно-творческая деятельность

По плану работы

Музыкальный руководитель

Познавательная деятельность (школьный музей, библиотека, компьютерный класс, кружковая деятельность)

Понедельник-пятница

Руководитель школьного музея, педагог-библиотекарь, воспитатель

Совместная деятельность ОО, семьи, общественности

Постоянно

Администрация, Попечительский Совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления организационно-педагогической деятельности.

1.     Социально-нравственное воспитание.

Формирование представления о гражданине общества.

Знакомство  с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, раскрытие эти стороны с позиции права и во взаимодействии норм права и морали.

Воспитание  стремления качественно выполнять свои обязанности школьника, члена кружка, секции,  воспитанника школы-интерната.

2.    Экологическое воспитание.

  Вооружение воспитанников определенным объемом  специальных экологических знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда, организации их самостоятельного проживания в социуме. 

3.    Экономическое воспитание.

Формирование и совершенствование навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. 

  4.    Творческое воспитание.

Формирование эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.

Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

  5.    Историко - креведческое   воспитание.

Формирование у воспитанников представления о понятии «Родина», о собственном «Я», «Я» и мой дом», «Я» и мои родные», «Я» и мое имя». Научить их устанавливать простые родственные связи между людьми.

Познакомить с традиционными народными праздниками и обычаями.

6.    Патриотическое воспитание

 Формирование   представления о гражданине общества,  понимания сущности и значения государственных символов страны, уважительного отношения  к людям, прославившим Россию, Липецкую область, то место откуда воспитанники  родом.

7.   Эстетическое воспитание

Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное.

Систематизировать понятие об этикете как об установленном порядке поведения, отношения к людям.

Расширить сведения о культуре поведения в общественных местах. Совершенствование культуры внешнего вида.

  8.   Формирование здорового и безопасного типа личности.

Формирование потребности здорового образа жизни, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в различных местах, с основами самозащиты человека в социуме.

Развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом.

   9.   Основы трудового и профессионального самоопределения.

Формировать доступные технические и технологические знания, коммуникативные умения, мобильность; развивать  общетрудовые умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;  воспитывать  устойчивое положительное     отношение к труду, необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга,  и др.).

 

Содержание Программы

1. Программа духовно-нравственного воспитания «Ступени» (Приложение 1).

2. Программа «Труд-учитель, труд-воспитатель» (Приложение 2).

3. Проект «История школы в лицах и судьбах» (Приложение 3).

4. Тематический план проведения внеклассных мероприятий на учебный год (Приложение 4).

5. Календарно-тематические планы воспитателей 1-10 групп (Приложение 5).

6. План работы музыкального руководителя (Приложение 6).

7. План работы педагога-организатора (Приложение 7).

8. План работы  школьного музея (Приложение 8).

9. План работы детско-юношеского объединения «Семья» (Приложение 9).

 

Прогнозируемый результат

В целом решение задач коррекционно-воспитательной работы имеет три составляющих, воспитанник последовательно и постепенно осваивает:

  • мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
  • человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
  • деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (младший школьный возраст).

В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:

- сформирована личностная идентификация: «Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии);

- имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;

- повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

- осознает ответственность за свое состояние здоровья;

- владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну…; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка…;

- развиты начальные механизмы творческого воображения: может представить по запаху какую-либо картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок и т. п.;

- сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений; умеет играть с игрушками, в настольные игры, работать с книгой; любит читать (или хотя бы слушать чтение); знает технологию поведения на уроках, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы по школе: убирать, гладить белье, выполнять мелкий ремонт личных вещей; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями и животными.

Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (средний школьный возраст).

Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

- Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать сообща; знает основы интимно-личностного поведения.

- Сформирована мотивация учебной деятельности.

- Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами какого-либо вида спорта.

- Умеет организовать свое свободное время; имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; осознает прекрасное и сам стремиться быть красивым и приумножать красоту; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества.

- Развито трудолюбие, самостоятельность и ответственность; владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на приусадебном участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для жизни человека.

- Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.

Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».

 Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников (старший школьный возраст).

Модель выпускника школы-интерната может быть представлена как упорядоченный перечень основных социально-значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности. Поэтому старшеклассники должны:

- знать себя, свои возможности, особенности эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознано найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;

- ориентирован на здоровый образ жизни, способен противостоять негативным дурным влияниям, отказаться от вредных привычек и не стать на пути противоправных действий; знает свое тело, имеет достаточно полное представление о нем, о своих психофизиологических возможностях; знает способы поддержания и укрепления здоровья;

- знаком с основами семейной жизни; умеет общаться с противоположным полом в соответствии с принятыми в обществе правилами; обладает знаниями о гигиене половой жизни;

- обладает психической, эмоциональной устойчивостью к непредвиденным (конфликтным) ситуациям; эмоциональным здоровьем, способен к эмоционально-поведенческой саморегуляции; проявляет толерантность;

- сформированы основы нравственно - правого самосознания; знает и понимает свои права, умеет их отстоять без нарушения правовых, этических норм; признает свои обязанности, как член общества;

- относительно развит интеллект, в числе социальный. Умеет адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;

- сформированы интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями и умениями. Умеет организовать свой досуг; использует средства и возможности культуры для своего совершенствования, расслабления, снижение напряжения;

- сформированы навыки социально-бытовой ориентировки; профессиональные интересы и склонности, трудовые и профессиональные навыки; умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Образ выпускника школы-интерната

1.  Выпускник школы-интерната ориентирован на социальную адаптацию к современным условиям жизни, готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению в обществе, адекватно оценивает свои возможности.

2.  Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, соблюдает нормы общественного поведения.

3.  Выпускник школы законопослушен, обладает основами правового образования.

4.  Он - сторонник здорового образа жизни, осознающий ценность окружающего мира и собственного здоровья.

5.  Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину и её культуру.

6.  Выпускник школы умеет проектировать и строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.